Жить в микродоме гораздо удобнее, чем в благоустроенной многоэтажке

Малая архитектура — она только по размерам маленькая, а по смыслу — большая. Порой небольшой парковый павильон, крошечное кафе на набережной, «ракушка» летнего кинотеатра запоминаются больше, чем солидное здание, построенное по безликому проекту. Наш сегодняшний разговор — с архитектором, который мыслит исключительно малыми архитектурными формами.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО. Основатель бюро «Живая архитектура» Иван Овчинников считает «малое» зодчество очень современным и актуальным. А его башенки, павильоны, плавучие дома, мобильные жилые модули хочется рассматривать до бесконечности. И главное, хочется в них жить.

Иван Овчинников (крайний слева) со своими соратниками на архитектурном фестивале «Города»

 

О чем можно поговорить с деревом

 

— Иван, почему все-таки малая архитектура?

— Вы знаете, когда делаешь что-то небольшое, компактное, срок от идеи до реализации уменьшается. Соответственно и эмоциональное удовлетворение получаешь быстрее. Процесс не успевает тебе надоесть — соответственно, нет риска «перегореть».

Кроме того, малые объекты не требуют каких-то колоссальных затрат, дорогих материалов. Большинство своих объектов мы строим сами: у нас небольшое собственное производство. И как исполнители заказа мы должны трезво соотносить свои идеи с теми ресурсами, которыми располагаем. Зато, выполняя все до последнего болтика самостоятельно, имеем возможность сделать объект именно таким, каким он был задуман.

Мост в никуда  лучшая точка для осмотра окрестностей

Порой полезно посылать запросы в космос

 

— Время от времени вы делаете совершенно фантастические проекты. Например, отель на деревьях. На каких застройщиков вы в данном случае рассчитываете?

— Да, это пока абсолютная мечта, посыл в будущее, так сказать, запрос в космос. Кто, в конце концов, воплотит в жизнь эту фантастическую идею, покажет время. Может быть, это буду я сам. Проект только на первый взгляд кажется простым. На самом деле, он достаточно дорогой и очень технологичный. Его нельзя собирать кривыми руками. Сложности будут и с монтажом конструкций.

Но придумывая этот проект, я осуществил свою детскую мечту. Отель на деревьях — это десятки модулей-кабинок, как бы зависших в кронах деревьев. Скажите честно: ведь были моменты, когда вам хотелось затеряться в ветвях, слиться с лесной чащей? Ну вот, так и возникла идея моего отеля на деревьях.

 

О чем можно поговорить с деревом

 

— Иван, почему все-таки малая архитектура?

— Вы знаете, когда делаешь что-то небольшое, компактное, срок от идеи до реализации уменьшается. Соответственно и эмоциональное удовлетворение получаешь быстрее. Процесс не успевает тебе надоесть — соответственно, нет риска «перегореть».

Кроме того, малые объекты не требуют каких-то колоссальных затрат, дорогих материалов. Большинство своих объектов мы строим сами: у нас небольшое собственное производство. И как исполнители заказа мы должны трезво соотносить свои идеи с теми ресурсами, которыми располагаем. Зато, выполняя все до последнего болтика самостоятельно, имеем возможность сделать объект именно таким, каким он был задуман.

Мост в никуда  лучшая точка для осмотра окрестностей

— Вы принципиально строите свои объекты из дерева…

— Да, это для нас, действительно, принципиально. Интерес к дереву только-только начинает просыпаться. К сожалению, до сих пор существовало некоторое предубеждение. Почему-то считалось, что дерево — немодный материал, который может быть интересен только бабушкам и дедушками. К счастью, сегодня отношение к деревянному строительству кардинально поменялось. Из дерева строят все: от вокзалов и торговых центров до жилых зданий и автозаправок. Дерево, оно действительно замечательное — теплое, уютное, со своей комфортной энергетикой…

 

— Ваши работы — это всегда диалог с тем, кто на них смотрит. Названия говорят сами за себя: « Мост в никуда», «Разговор с деревом», «Ледяная баня». Вы всегда даете своим объектам смысловую нагрузку?

— Поверьте, специально никто не придумывал какую-то философскую подоплеку для вполне себе простых конструкций. Так получается. Каждый наш объект, он как бы «вырастает» из места, как дерево или цветок. Его появление совершенно естественно в данной точке пространства. Например, «Мост в никуда» — он соединил обрыв и смотровую площадку, расположенную на развилке дерева.

А «Разговор с деревом» — это, между прочим, очень нужная вещь — общественный туалет на АрхФерме (творческий курорт в Тульской области для дизайнеров, архитекторов и художников — Е.М.), который мы немножко «подкреативили». На крыше установлен конус — прожектор. В мощный луч света попадает не только дорожка, но и зеленое насаждение в ее конце. Вот и получился «Разговор с деревом».

Разговор с деревом удался

Порой полезно посылать запросы в космос

 

— Время от времени вы делаете совершенно фантастические проекты. Например, отель на деревьях. На каких застройщиков вы в данном случае рассчитываете?

— Да, это пока абсолютная мечта, посыл в будущее, так сказать, запрос в космос. Кто, в конце концов, воплотит в жизнь эту фантастическую идею, покажет время. Может быть, это буду я сам. Проект только на первый взгляд кажется простым. На самом деле, он достаточно дорогой и очень технологичный. Его нельзя собирать кривыми руками. Сложности будут и с монтажом конструкций.

Но придумывая этот проект, я осуществил свою детскую мечту. Отель на деревьях — это десятки модулей-кабинок, как бы зависших в кронах деревьев. Скажите честно: ведь были моменты, когда вам хотелось затеряться в ветвях, слиться с лесной чащей? Ну вот, так и возникла идея моего отеля на деревьях.

Дом на воде. Человеку, на самом деле, нужно немного

— Иван, признайтесь, вы и сами неплохо владеете ремеслом деревообработки?

— Угадали. У моего отца небольшая фабрика по производству мебели. Свой первый опыт работы с деревом я получил именно там. То есть в данном случае архитектор вырос из деревообработчика, а не наоборот.

 

Никакого гранита и мрамора — только дерево

 

— Какой, на ваш взгляд, должна быть «малая» архитектура в современном городе?

— Легкой, прозрачной, человечной по масштабу. Никакого гранита, бетона. Например, гранитные кадки с южной растительностью на Тверской — печальная история. Это как-то не из нашего времени. Оптимальные материалы для современной городской архитектуры, на мой взгляд, это дерево, металл, стекло.

Эта детская площадка учит ребенка преодолевать опасности

— Знаю, что вы много занимались «детской» архитектурой. Но ваши детские городки порой с трудом вписываются в привычные СНиПы, а чиновники хватаются за голову, разглядывая рискованные башенки, «лазалки» и горки. Каким, по-вашему, должен быть идеальный детский городок?

— Думаю, не таким, каким мы его привыкли видеть. Признаю, что мои детские городки порой провокационны. Да, это вызов устоявшимся представлениям. Но думаю, что в конечном итоге я прав. Есть исследования, которые говорят, что с ужесточением норм игровой безопасности травм на детских площадках не становится меньше. На совершенно безопасных площадках дети находят опасность сами!

Я вспоминаю свое детство. Мне всегда хотелось полазать по каким-то экстремальным «лазалкам», взобраться на башню, переползти по какой-то рискованной лесенке. Проектируя детскую площадку, всегда ставлю себя на место ребенка. Преодоление опасности необходимо маленькому человеку, и важно сделать это преодоление контролируемым. Ребенок подсознательно настраивается на опасность и в результате успешно преодолевает ее.

 

 

АрхФерма, к сожалению, не выдержала испытания рынком

 

— Вас знают, в первую очередь, как «отца» культового проекта последних десятилетий — АрхФермы. Ходят слухи, что проект закрылся…

— Ну да. АрхФерма — это мой персональный проект. Я его придумал, как мог, развивал, и в результате, к сожалению, сам же и закрыл. АрхФерма — это 20 тысяч гектаров земли в Тульской области, на которых расположился заброшенный животноводческий комплекс. Задумывалась АрхФерма как творческий курорт, дом отдыха для творческих людей, где можно было бы жить, работать, воплощать в жизнь какие-то фестивальные проекты.

АрхФерма разместилась на территории заброшенного животноводческого комплексаНачиналось все очень хорошо. Мы действительно напридумывали кучу интересных вещей, какие-то из наших экспериментов перекочевали на городские улицы и парки. Но, увы, проект закрылся. По чисто утилитарным причинам: возникли проблемы с собственностью на землю. В итоге развивать проект дальше оказалось просто не рентабельно.

Так что АрхФерма сейчас под замком. Но концепция архитектурного курорта осталась. Может быть когда-то я к ней и вернусь.

Таким был один из цехов АрхФермы…и таким он стал

Свой микродом не променяю на суперблагоустроенную квартиру

 

— На АрхФерме родилось немало знаковых объектов. Ваш знаменитый ДубльДом — родом оттуда?

— Не совсем. Сначала был фестиваль «Микродом». Он и подтолкнул меня к идее создания собственного жилого модуля, в котором на минимальном пространстве располагается все, что необходимо человеку. Я назвал его ДубльДом. На сегодня бюро «Живая архитектура» довело опытный образец до промышленного этапа. Наш ДубльДом дублируется из двух половинок, каждую из них можно по отдельности перевезти к месту монтажа. Затем половинки «стыкуются», это занимает от силы несколько часов. И все, дом готов.

ДубльДом, спроектированный Иваном Овчинниковым

— Где можно использовать такой «малый» дом?

— Да где угодно. У нас его закупили, например, для размещения дирекции фестиваля «Архстояние», который проводится под Тулой. Такой микромодуль может расположиться в любой точке мегаполиса, выполняя самые разные функции: от служебного помещения, офиса, до гостевого дома и мини-мастерской.

Наконец, в таком доме можно жить. И вполне комфортно. Тут есть все необходимое: душевая, кухня, прихожая, гостиная. При этом дом очень компактный, занимает всего 26 кв. метров.

Думаю, уже в скором будущем идея дома будет переосмыслена. Люди станут стремиться жить не в бетонных коробках, а где-то на природе, возле водоема, в парке, у реки. Вот тогда-то автономный дом будет очень востребован.

 

— Знаю, что вы решили испытывать свой дом на себе.

— Да, я уже восьмой месяц живу в своем ДубльДоме. Модуль стоит на небольшом участке в поселке Коммунарка. Никакого дискомфорта по поводу отсутствия благ цивилизации не испытываю, потому что этого отсутствия просто не ощущаю. Единственное ограничение, с которым приходится мириться — небольшая площадь. Да и та — не столько минус, сколько плюс. В маленьком пространстве находиться гораздо уютнее.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s