В Казахстане предусматривается строительство двух атомных электростанций

Ядерная преамбула
Несмотря на продолжающийся спад мировой экономики, падение цен на энергоносители и прочие внешние деструктивные факторы, Казахстан по-прежнему остается динамичной экономикой региона, притягивающей основные инвестиционные потоки в проекты отраслей, в том числе топливно-энергетического комплекса. В рамках недавнего выступления министра энергетики Владимира Школьника в Мажилисе Парламента было отмечено, что на сегодня в РК – энергоизбыточная экономика. Тем не менее атомная энергетика должна иметь место в общей системе генерации электроэнергии страны.
– Ранее на западе Казахстана в течение 20 лет работала АЭС, которая имела лучшие показатели в мире. Сегодня у нас есть кадры, опыт и технологии и, что не менее важно, ресурсы. И поскольку ядерный принцип генерации электроэнергии остается венцом технологического прогресса, то наработанный опыт в этой области нельзя недооценивать, когда мы говорим о будущей энергетике страны, – отметил министр.
Индустриальные перспективы Казахстана предполагают не только качественный рост реальных секторов экономики, но и существенное увеличение уровня энергопотребления. С учетом этой динамики стратегия развития отечественной энергетики предусматривает к 2020 году увеличение доли производства электро­энергии за счет возобновляемых источников энергии до 3%, к 2030 году – до 10%, к 2050 году – 50%, с учетом предполагаемых к строительству атомных электростанций.
На сегодня в Казахстане доля генерирующих источников, работающих на угле, по-прежнему остается высокой – 73,1% от общего объема производимой электрической и тепловой энергии. Генерирующие мощности на газе составляют 18,2%, гидроэлект­ростанции (без малых ГЭС) – 8,1%, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), включая малые ГЭС, – 0,6%.
Время собирать атомы
Тысячелетиями люди, гревшиеся в холодных сумерках у костра и считавшие огонь небесным даром, не ведали о том, что это всего лишь результат вялых химических реакций, протекающих во внешних оболочках атомов. Глядя на багровый диск Солнца над горизонтом, наши дальние предки также не могли знать о колоссальных ядерных реакциях, происходящих в недрах светила, состоящего из водорода и гелия. Последний элемент был обнаружен астрономами, изучавшими спектр солнечных лучей, в 1868 году. Немного позже, в 1895 году, химики выявили гелий и в атмосфере нашей планеты. Однако эти открытия, сделанные на пороге ХХ века, лишь обогатили фундаментальную науку, но не могли повлиять на углеводородный формат развития, основанный на эксплуатации природных ресурсов.
Со времен Майкла Фарадея и Сади Карно человечество имеет дело с практической энергетикой, закономерности которой позволили получать тепло и электричество из углеводородов. При этом в силу наличия в природе консервативных факторов противодействия прогрессу каждый прорыв в области энергетики давался человечеству с великими трудностями. Даже титанам, как гласит легенда о Прометее, инициатива обходилась слишком дорого. В свое время англичанин Фредерик Винзор, предложивший использовать в уличном освещении вместо керосиновых и свечных ламп угольный газ, попал под перекрестный огонь общественной критики, спровоцированной владельцами свечных заводов.
Нынешнее развитие мировой атомной энергетики также происходит далеко не без эксцессов, порожденных конкуренцией и противоречиями на фоне грядущей технологической революции. Эксплуатация изношенных мощностей со слабой системой безопасности иногда приводит к авариям и экологическим катастрофам и соответственно – к очередному всплеску атомофобии в глобальном сообществе. Тем не менее в структуре генерации электроэнергии многих экономик мира доля атомных станций остается существенной.

Оставьте комментарий